top of page

Не сравнимо!

Есть у людей такая привычка - сравнивать. И хотя всё познаётся в сравнении, иногда занятие это - бесполезное, а то и вовсе во вред. Почему? Рассказываю.




Что такое сравнение?

Что такое сравнение? Это когда есть что-то одно и что-то другое, а между ними — разница. Эту разницу мы замечаем и оцениваем: хуже одно другого, или лучше. Для чего нам нужно разницу замечать и оценивать? А для того, чтобы… И вот тут начинаются варианты.

Допустим «что-то одно» — это я с моим набором успехов и достижений. «Что-то другое» — кто-то ещё с его набором успехов и достижений. В этом случае я сравниваю себя с ним. И делаю вывод — я лучше/хуже него, он лучше/хуже меня. Это — ранговые игры.Другой вариант — «что-то одно и что-то другое» — это тоже я с моим набором успехов и достижений, но в разные промежутки времени. В точке А я была такая-то, думала вот так-то стремилась туда-то, в точке Б я стала такой-то, думаю теперь так-то и стремлюсь туда-то. И делаю вывод: я двигаюсь в своём развитии, или нет. Это — оценка своих результатов.

Учат в школе…

Какой вариант выглядит более адекватным? А какой — более привычным?

Подозреваю, что для большинства более привычным явно будет вариант один: в ранговых играх люди сидят постоянно. Выражается это мыслями, что другие вон уже где и что умеют (вон и что имеют), а я отстаю. Казалось бы, такая оценка положения вещей должна пробуждать мотивацию: успеть, догнать, обогнать. Стань лучшим, ты — победитель. Она и пробуждает, если в сравнении участвуют люди равных способностей и действительно нужно продемонстрировать определённые качества чтобы занять определённое место. Это как в стае — кто сильнее и умнее — тот и вожак. Сравнение себя с другими уместно и если оценивается командный процесс, в котором требуются определённый навыки. Не хватает навыков — что-то я отстаю, надо бы подтянуться, чтобы не обвалить общий процесс. Если же это сравнение возникает в группе люди с разными способностями, где нет никакой команды, где каждый решает свою задачу, то вместо мотивации получается обесценивание себя с переползанием в позицию неудачника.

И это — ранговые нарушения, подкреплённые школьной битвой за успеваемость.

«Иванов, бери пример с Сидорова, он трёхзначные числа в уме перемножает! А ты таблицу умножения толком не выучишь!» В итоге Иванов чувствует себя идиотом и после уроков идёт лупить Сидорова, чтобы тот «не умничал». Школа с её образовательными стандартами требовала от учеников стандартной успеваемости, мало замечая их личный, собственный рост. Молодец тот, кто лучше вписался в стандарт, «немолодец» — кто не вписался. Чем более не вписался, тем сильнее «немолодец». А так как школа помимо знаний давала навык социализации, мы и привыкли замечать чужие успехи и обесценивать свои. И это — то, что называется ориентироваться на внешнее, зависеть от чужого мнения и чужой оценки. Смотреть на себя чужими глазами. А когда мы зависим от внешнего, мы свои ресурс сливаем впустую. Пока не стану писать ровно и красиво, как Маша Иванова, я по определению хуже неё. Пока не обзаведусь «мерсом» последнего года выпуска, я точно — лузер.

А что у вас?

Что происходит, когда я сравниваю себя с собою же, но в разные периоды? В этом случае мы ориентируемся на внутреннее, на свои состояния. Вчера писал кривые палочки, сегодня ровные буквы. Да, у Васи Петрова буквы аккуратнее, но мне нравятся мои. Их же лично я, я сам, нарисовал. Я теперь умею писать! Вчера владела английским через гугл-переводчик, сегодня смогла на слух понять, о чём говорили в фильме. Понятно, что до беглой болтовни мне как до Китая по-пластунски, но лично я прямо сейчас сумела понять целую английскую фразу!

При таком подходе становятся заметны мои результаты, ресурса прибывает! И ЭТО становится мотивом продолжать учить английский и вырабатывать почерк: у меня получается всё лучше, и мне это нравится всё больше.

Внешнее сравнение тут требуется только как ориентир: а что за цель я ставлю, куда иду? Научиться красиво писать? Научиться бегло говорить по-английски? Не лучше чем кто-то, не как кто-то, а просто — научиться и пользоваться этим. И если результатом видится (и принимается) своё собственное изменение, принимается в каждой промежуточной точке, то человек развивается и осваивает новое в приятном для себя режиме.

А вот если результатом ставится и видится точка «Я лучше, чем они, я не хочу быть хуже всех», то человек вываливается в зависть, досаду, презрение, гордыню и прочие замечательные способы сливать свой жизненный ресурс в конкуренцию и соперничество. Плюс ещё возникает убеждение, что достаточно взобраться на вершину — и можно получить свою медаль чемпиона. Заслужил!

Отсюда «растут» неврозы, депрессии и разочарования: страх отстать и от этого невозможность остановиться, страх быть отвергнутым, и от этого желание угадать чужие потребности и обслужить их, битва за вершины, и от этого ненависть и вражда.

Убрать шаблоны

Школьный шаблон «развития» нам прививали долгих десять лет, в этих шаблонах формировалась наша социализация. Поэтому вполне объяснимо, что этот шаблон мы автоматически переносим в любую сферу своего обучения и усвоения нового. В том числе и в усвоении техник ГСР. В системе ГСР сегодня множество уровней, на каждом — свои возможности. И те, кто привык оценивать свои достижения по «школьному стандарту» и смотрит не в себя, а в «ветеранов ГСР», которые в системе несколько лет и умеют многое, попадают в ловушку крысиных бегов.

Поэтому предлагаю создавать внутреннюю шкалу своего личного роста, и сверяться по ней.

Освоение системы ГСР начинается с 1-го модуля, задача на этом этапе обучения — научиться различать энергии и разбираться со своими собственными состояниями. Причём делать это уникальным, нигде более не применяемым и очень эффективным способом. Эта задача достаточно объёмная и серьёзная, преключающая сознание на работу в непривычных, особенных режимах. И освоить её на 1-м модуле - всё равно что научиться грамоте, читать, писать и излагать свои мысли.

Но если включаются школьные схемы «лузер/фаворит», то новички вместо того, чтобы подмечать каждый свой успех в освоении этой действительно революционной техники, переворачивающей все сложившиеся убеждения о работе психики и сознания, обесценивают свои шаги и «борются за успеваемость». Вместо поддержки своего уже сделанного смотрят в своё «не получилось, не могу». «Другие чувствуют, я — нет! У других получается, у меня — нет! Другие вон уже что делают, а я всё с этим колупаюсь. Другие вон где, а мне точно никогда туда не попасть» И в каждой такой мысли — другие, другие, другие. Весь ресурс — им. Себе — провалы и разочарование. Кто я на фоне «ГСР-гигантов»? Да никто.

Позиция заранее ущербная, перекрывающая любое развитие. Поэтому, осваивая инструменты ГСР, приучите себя переключаться в позицию «сравниваю себя в точке А и в точке Б» Что было у меня в точке А? Грусть-печаль, безнадёга, полгода бесполезных встреч с психологом, которые помогали продержаться неделю. Что теперь? Нашла деньги, купила он-лайн курс, научилась различать энергии РИЧ.

Что есть у меня теперь, через месяц после покупки курса? Научилась гармонизироваться, освоила схему, различаю энергии. Что теперь, через 2 месяца? Сделала себе первую ГСР-практику на симптом «скучно жить». И впервые проснулась утром без отвращения к долгому новому дню. Вот он, результат. В точке А — тоска, безнадёга, в точке Б — освоила технику, ушло утреннее отвращение к жизни. Всё это и всё, что было на пути к этому — мой ресурс!

Мой ресурс — это мой личный путь из А в Б. Зависть и тоска после прочтения поста «ветерана ГСР», как он работает с клиентами, катается по заграницам и радуется, насколько яркой стала его жизнь — слив ресурса. Ловите эти чувства, снимайте симптомы, разбирайтесь.

Жизнь «ветерана ГСР» можно взять ориентиром, горизонтом возможностей, не более того. Да и то после адекватизации чувства, которое вызывает этот человек и его рассказы.

Как видеть свой ресурс

Видеть свой ресурс — обязательное условие для ГСР-новичков. Именно для этого рекомендован дневник «300 саморасстановок», где описываются точка А и точка Б для каждого симптома в частности и можно отследить свои точки роста в целом. Именно на это я обращаю внимание новичков на своём курсе «Введение в ГСР», призывая ЗАМЕЧАТЬ любые СВОИ успехи в освоении курса. Не впадать в панику «у меня ничего не получается!», а анализировать: что из предложенного я уже могу сделать?

Также можно снять состояние, которое мешает видеть свой ресурс, на симптом и поработать с ним в ГСР-технике. Это могут быть самые различные блоки: и то, что мешает гармонизироваться, и то, что мешает различать энергии, и то, что мешает видеть себя способным делать ГСР-практику. Такие симптомы лучше снимать и прорабатывать с наставниками (ГСР-кураторы вам в помощь).

Все эти шаги позволяют убирать школьную привычку «успеваемости», привычку смотреть в чужие успехи и обесценивать свой рост.

Поэтому если вы решили освоить ГСР-техники, или уже начали осваивать — обратите внимание, на каких чувствах и убеждениях вы это делаете. Поэтому если вы решили освоить любое другое новое для вас дело, запустить какой-то новый для вас проект — обратите внимание, на каких чувствах и убеждениях вы это делаете. И переключайтесь с любого желания сравнить себя с кем-либо, стать таким, как кто-либо, на лично свои потребности, возможности и достижения.


В жизни ведь нет стандартов, ни школьных, ни успешных. Есть только уникальная, своя собственная, жизнь.

(с) Наталья Никифорова, куратор системы ГСР

8 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page